Суббота, 05.10.2024, 08:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя информатики Коневиной Натальи Александровны

Меню сайта
Категории раздела
Теория [4]
портфолио [1]
Методическая литература [10]
уроки [21]
Внеурочная деятельность [4]
Рабочие программы [18]
Классное руководство [3]
Система Оценивания [8]
Методики и технологии [9]
Проектная деятельность [4]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог файлов


Применяемые технологии
24.01.2020, 17:20

Характеристика применяемых технологий

Название используемой технологии

Классы (группы), в каких используется

Обоснование

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1

 

Традиционная технология

Во всех классах

-обеспечивается фронтальная работа с классом;

-развитие речи;

-изложение материала более доступным языком нежели в учебном пособии;

-«живое» слово учителя много значит

-усвоение и закрепление учебного материала рассматривается непосредственно сразу в классе;

-есть возможность сразу исправить ошибки или пробелы;

-усвоение материала идет через устную речь.

2

 

Проектная технология

Во всех классах

-для развития познавательных навыков учащихся

-дает возможность самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое и творческое мышление

-хорошо видна связь изучаемого материала с математикой, физикой, биологией, химией и применение в жизни знаний по информатике

3

 

Здоровьесберегающие технологии

Во всех классах

-для сохранения и укрепления здоровья учащихся

-сохраняется здоровье, учение становится радостью, а не тяжкой обязанностью

4

Игровые технологии

Во всех классах

-для снятия напряжения, возможно, для лучшего усвоения сложных моментов

-активизируется инициатива и творческое самовыражение учащихся, мотивированность на обучение

5

технология дифференцированного разноуровневого обучения.

Во всех классах

-применение различных заданий разного уровня;

-появляется возможность у ученика работать в своем темпе;

-каждый ребенок может сделать оценку своих возможностей и результатов.

6

Электронное обучение

 

Во всех классах

-возможность работать в дружественной мотивированной информационно-образовательной среде

-способствует лучшему пониманию, запоминанию, усвоению материала.

 

 

Применение технологий в обучении информатике

 

Проектная технология позволяет сформировать следующие компетенции:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

 

Если проектная технология является спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями, повышения мыслительной активности и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, речевого развития, совершенствования коммуникативной компетенции, развития индивидуальных особенностей, самостоятельности, потребности в самообразовании. Изменяется роль учителя в образовательной среде;

Проектная технология активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.

Чтобы ученик захотел выразить свое понимание, отношение к каким-либо новым знаниям, опыту, необходимо чтобы они были для него значимы, интересны. Использую связь изучаемого материала с реальной жизнью, обращение к ранее приобретенному опыту, практическое применение знаний, моделирование ситуаций, приоритет самостоятельной деятельности.

Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы - поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации материала осуществляется во внеурочное время, ведётся индивидуальная работа с учащимися .

Проверка знаний и отслеживание результатов является важной составляющей процесса обучения. При оценке проектной работы учитывается степень самостоятельности, проявление творчества.

Вот несколько примеров. Проекты представлены согласно образовательным линиям программы базового курса.

Линия «Компьютер». Проект «Выбери ПК», рекомендуется для учащихся 7-х классов.

Тип проекта: ролево-игровой, мини проект.

Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.

Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.

Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: один урок.

Линия «Управление и алгоритмы». Проект «Управляющие системы», рекомендуется для 9-х классов.

Тип проекта: творческий, мини проект.

Планируемый результат: создание вербальной модели компьютеризованной управляющей системы с обратной связью.

Цели: определить уровень сформированности знаний по пройденной теме. Учебно-педагогическая задача: применить знания, полученные на предыдущих уроках для моделирования системы управления с обратной связью. Доказать необходимость обратной связи для эффективного функционирования системы управления. Представить полученную модель учителю.

Предметно-содержательная область: информатика.

Длительность: один урок.

В результате выполнения этого проекта получается целый мир АСУ и САУ систем. Это могут быть и швейные фабрики, и выполнение домашнего задания с помощью роботов, и различные роботы-захватчики и т. д. Если в работе полностью выдержана кибернетическая схема управления, то ставится «5», если есть недочеты «4», при несоответствии темы предлагается переписать, и снижается оценка на 1 балл. Такая форма контроля уводит ученика от шаблонных определений и заучивания схем.

Линия «Информационные технологии» 7-9 класс

Сообразно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса учащиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовой и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. Как уже отмечалось выше, в рамках базового курса информатики метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Проект «Кроссворд - проверь свои знания» 7-9 класс

В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико - ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет

Длительность: два урока

В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса информатики.

Использование метода проектов в старших классах

Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  • большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;
  • изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
  • формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;

В силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.

учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Используется введение общей содержательной рамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

Проект «Социологический опрос» 10-11 класс

При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

Длительность: два урока и время для подготовки домашнего задания.

Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.

Учащиеся проходят все этапы проектирования, отвечая каждый за своё направление и постоянно обучая своих товарищей полученным навыкам. Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.

Одной из возможностей применения ПК в предпрофессиональной деятельности учащихся является решение экономических задач с использованием программы Excel.

В качестве примера проект «Моё предприятие». Выполняется этот проект в 11-ом классе, после изучения темы «Типы адресации».

Цель проекта - показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения использования табличных процессоров.

Проект носит практико-ориентированный характер.

Длительность проекта – три пары уроков.

Проблема проекта заключается в следующем: изначально имеется некоторая сумма денег, каждый должен организовать своё предприятие, нанять работников, закупить оборудование и так далее. Работа предприятия должна быть организованна так, чтобы через 6 месяцев оно оказалось прибыльным.

Выполняя проект, учащиеся на практике убеждаются, что труд руководителя требует компетентности во многих областях. Защита проекта проводится в виде отчёта, который содержит основные формулы расчета и вывод о рентабельности предприятия. В рамках этого проекта учащиеся самостоятельно осваивают создание иллюстративного материала к полученным расчетам, определяют наиболее подходящий вид графиков и диаграмм.

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Здоровьесберегающие технологии. При рассмотрении образовательных результатов я придерживаюсь позиции, что здоровье ребят не должно быть «платой» за высокие показатели. Поэтому в своей педагогической практике я придерживаюсь следующих установок:

- при проектировании уроков предусматриваю смену учебных форм, чтобы преодолеть монотонность урока и дать ребятам возможность подвигаться,

- практикую давать домашнее задание по выбору, стараясь не перегружать учеников,

- применяю интерактивные формы работы, активизирующие инициативу и творческое самовыражение детей,

- провожу динамические паузы,

- при организации внеурочных занятий планирую их отличными от урочных.

-выполняю санитарно-гигиенические требования при проведении занятий в кабинетах

-создаю на уроке положительный эмоциональный настрой, провожу на уроках гимнастику для глаз, физкультминутки

-включаю в урок игровые моменты

- подачу материала осуществляю наиболее рациональными способами.

Игровые технологии. Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем учащиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога “поиграть на уроке”. Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя.

Игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам. Принцип состязательности позволяет упростить подведение итогов игр. Таким образом, используя игровые элементы на уроках, повышается интерес и активность учащихся. Яркие образы усиливают внимание и память, т.к. одновременно задействованы зрительные и слуховые анализаторы. Традиционными в моей практике стали игры в форме «Своей игры», «Звездный час», игры по станциям, всевозможные викторины, конкурсы.

В старших классах это деловые игры: при изучении темы «Базы данных» игра в «Справочную службу», при изучении тем «Электронные таблицы» игра «Семейный бюджет», «Мое предприятие», при изучении темы «Массивы» игровой момент «Сортировка массива».

Технология проблемного обучения дает возможность ставить личностно-значимые проблемы использовать проблемно-творческие задания, формировать и развивать творческий потенциал. Проблема формулируется в начале урока при постановке цели или возникает в конце, на этапе рефлексии: «Какой вопрос остался без ответа? Над чем подумать дома? На следующем уроке?», возможно, это станет темой исследовательской работы.

Технология дифференцированного разноуровневого обучения дает ученику работать в своем темпе. Считаю эту проблему актуальной по следующим причинам:

-- обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предмету;

-- создание условий учащимися, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материалов на более высоком уровне;

-- преодоление слабой учебной мотивации школьников, учение ниже своих возможностей;

-- создание психологического комфорта в учебе, одновременно с этим - условий для реализации установки на опережающее развитие.

В настоящее время в школе созданы классы для детей с разным темпом обучения. Все это привело к необходимости разработки оптимальных технологий освоения учебного материала по информатике в двух вариантах:

- базовый (обязательный для всех);

- более высокий – для школьников, которые хотят и могут превысить этот уровень.

Базовый уровень включает наиболее существенные вопросы содержания предметного образования: основные теории, закономерности, понятия, научные факты, учебные умения. Они служат основой для формирования у учащихся базы, универсальных учебных действий в изучении информатики. Требования на базовом уровне характеризуют нижнюю границу знаний и умений по предмету, которая должна быть достигнута всеми успевающими школьниками.

Требования для желающих превысить базовый уровень предусматривают более глубокое усвоение учебного материала, овладение разнообразными способами деятельности, увеличение доли творческой деятельности.

Для внедрения дифференцированного обучения в свою практику работы, я учитываю ряд методических условий:

-- прежде всего, изучая индивидуальные особенности учащихся, я тщательно подхожу к составлению и подбору дидактического материала;

- даю учащимся на уроке самостоятельные задания с учетом длительности и системности дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение используется на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, решении задач.

Самостоятельная работа имеет множество положительных моментов:

- возникновение интереса к изучению информатики;

- желание читать дополнительную литературу;

- сознательное отношение к учению.

Осуществляя дифференцированный подход, учитель должен делать все возможное, чтобы нейтрализовать негативное его проявление. Только в ходе длительного изучения учащихся можно сделать выводы (для себя) об их учебных возможностях. Ученики не должны знать об их разделении на группы. Правильно осуществляемый дифференцированный подход не вызывает у учащихся никаких стрессовых ситуаций.

В процессе обучения информатике я использую элементы личностно-ориентированных технологий в сочетании с приемами повышения познавательной активности школьников.

Используя элементы метода проектов, обучения в сотрудничестве, р

Используя обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, я наметила свой подход в использовании дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к оценке деятельности учащихся на уроках информатики, целью которого я ставлю:

- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний

- развитие мотивации учащихся и как следствие повышение качества знаний;

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- формирование навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

- развитие познавательных способностей учащихся;

- интегрированное обучение предмету.

Дифференцированный и личностно-ориентированный подход способствует повышению интереса к предмету, регулирует учебную нагрузку школьников. Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по информатике. В то же время ученик получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему уровнем образовательных требований или двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.

В своей работе я осуществляю подбор заданий обязательного уровня, демонстрирую уровень обязательных требований, по-другому планирую учебный материал. В рамках преподавания предмета это могут быть 4-5 зачетов за год. Каждый учащийся должен достигнуть обязательного уровня, за это на зачете ему будет поставлено «зачтено». Желающие школьники могут выполнять задания дополнительной части, что соответствует отметкам «4» и «5». Зачеты можно пересдавать, но выполнение дополнительной части оценивается только в том случае, если выполнены все обязательные задания.

Такой подход к обучению способствует усвоению большинством учащихся обязательного минимума содержания образования, оперативной коррекции знаний

Хорошо видны просчёты в обучении, в составлении заданий тестов или контрольных работ.

Дифференцированный и личностно-ориентированный подходна уроке я рассматриваю как еще одно средство обучения, источник дополнительной информации по предмету, способ организации самостоятельной исследовательской деятельности и активизации познавательной деятельности учащихся; возможности интегрированного обучения предмету и личностно-ориентированного подхода для учителя.

В своей практике я применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса информатики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне.

Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.

Электронное обучение

Применяю в работе обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эффективно применение ЦОР из Единой коллекции ЦОР, ресурса ЦОР Семакина И.Г. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающей программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. При объяснении нового материала хорошо работают презентации к уроку, способствуют лучшему пониманию, запоминанию, усвоению материала.

В 10-11 классах использую Электронные тетради, в которых пройденный материал проверяется в виде тестов. При объяснении нового материала использую Видеоуроки и готовые тесты для проверки и коррекции знаний, понимание темы.

Очень эффективна технология электронного обучения при подготовке к ЕГЭ. Можно организовать самостоятельную работу ребят в виде он-лайн тестирования, прослушивать лекции на определенные группы заданий.

 

Список использованных источников

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 199
  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие. – М., 2001.
  3. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. – М., 2000.

 

Категория: Методики и технологии | Добавил: НатаВоро
Просмотров: 206 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: