Каждый учитель сталкивается с проблемой оценивания знаний и умений ученика. Пятибалльная система не дает объективности, так как во–первых, она из пятибалльной превращается или в четырехбалльную (отметка «1» практически не ставится), или в семибалльную (2, -3, 3, -4, 4, -5, 5); во-вторых, нередко, оценка «3» ставится и тому ученику, который с большим трудом до нее «дотягивает», и тому, чьи знания немного не «дотягивают» до «4». Тем не менее, пятибалльная система – система официальная, и в журнал ставится именно эти отметки в этой системе. Выход из сложившейся ситуации я вижу в применении метода критериального оценивания. Каждое задание контрольной работы расчленяется на проверяемые навыки, оцениваемые в 1 балл. По результатам проверки контрольной работы количество набранных баллов переводится в проценты, для перевода в пятибалльную шкалу применяется рекомендованная система перевода: менее 50% выполненной работы – «2», от 50% до 74% - «3», 75%-85% - «4», более 86% - 5. Введение ученика в такой вид работы как формирования навыков самооценки предполагает прохождение им нескольких этапов:
1 этап – ученик получает проверенную контрольную работу и лист оценивания проверяемых навыков, заполненную учителем, совместно с учителем анализирует работу и проводит рефлексию,
2 этап - лист оценивания ребенок заполняет сам по проверенной учителем работе,
3 этап - свою работу ученик проверяет самостоятельно по готовому образцу, вносит результаты в лист оценивания,
4 этап – ученик самостоятельно вычленяет элементы проверяемых по теме знаний, составляет лист оценивания, проверяет работу по готовым ответам, пытаясь самостоятельно найти точечные проблемы в своих знаниях.
Все полученные данные я заношу в лист успешности, сформированный в электронной таблице. ЭТ дает возможность быстрого просмотра и автоматизированного подсчета нужных диапазонов, построения необходимых диаграмм. В итоге получается наглядная картина, фиксирующая формируемые навыки по предмету, и помогающая отследить сформированность каждого такого навыка. Лист успешности является своего рода стратегией обучения и помогает разрабатывать траекторию развития ребенка в плане предметной компетенции. Приведу пример: результаты двух контрольных работ учащегося 9 класса.
Код ученика
|
Сложение в двоичной системе счисления
|
Вычитание в двоичной СС
|
Деление в двоичной СС
|
Умножение в двоичной СС
|
Развернутая формула числа
|
Фстроенные функции в ЭТ
|
Виды диаграмм
|
Выполнение%
|
Оценка
|
Сложение в двоичной СС
|
Вычитание в двоичной СС
|
Деление в двоичной СС
|
Умножение в двоичной СС
|
Развернутая формула числа
|
Встроенные функции в ЭТ
|
Виды диаграмм
|
Перевод из двоичной СС в
|
% выполнения
|
Оценка
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
57
|
3
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
63
|
3
|
Проанализируем ситуацию с данным учеником:
по результатам и первой и второй работы выставлена отметка «3», но процент выполнения работы вырос 57% до 63%,
формируемый навык «Встроенные функции в ЭТ»: в первой работе была допущена ошибка, во второй - навык сформирован, но результат требуется закрепить и посмотреть по результатам выполнения третьей работы, а, следовательно, задание на встроенные функции необходимо включить в следующую работу,
формируемый навык «Умножение в двоичной СС» не усвоен ребенком, поэтому над ним стоит поработать во внеурочное время и проследить за его сформированностью на протяжении двух-трех следующих контрольных работ.
Как показывает практика, метод критериального оценивания имеет ряд преимуществ:
повышает объективность выставления отметок,
делает «прозрачным» процесс оценивания,
конкретизирует деятельность учащегося,
формирует умение самооценки у ученика,
снижает уровень тревожности школьников,
снимает у учащихся проблему неожиданности получения той или иной отметки
|